ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие редактора перевода

Предисловие автора

Глава   I. Объяснение явлений в астрономии

Глава   II. Греческая математика

Глава   III. Земля

Глава   IV. Строение мира

Глава  V. Солнце и связанные с ним вопросы

Глава   VI. Долгота полной Луны

Глава   VII. Долгота Луны в любой фазе

Глава  VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них

Глава   IX. Звезды

Глава   X. Движение Меркурия

Глава   XI. Венера и внешние планеты

Глава   XII. Некоторые второстепенные вопросы

Глава   XIII. Оценка деятельности Птолемея

Приложение А. Специальные термины и обозначения

Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца

Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем

Список литературы

АЛЬМАГЕСТ И ХРОНОЛОГИЯ (Альмагест как источник по древней хронологии) часть 11/p>

Как следует из приведенной даты, годы календаря Вифинии, как и годы календаря соседней провинции Азия, начинались в 9-й день до октябрьских календ14 (в честь дня рождения Августа?), т. е. за 2-3 дня до ОРд, хотя сами годы КЮл начинаются после и околозимнего солнцестояния [ЗСС]. Таким образом, из Альмагеста следует, что оригинальные начала годов разных летосчислений были фиксированы около кардинальных точек солнечного года, в то время как их эквивалентные египетские даты менялись с течением лет, или, говоря иначе, египетские даты кардинальных моментов солнечного года и привязанные к ним начала годов циклов Каллиппа, афинских архонтов, КД, КХ, ЭА, календаря Вифинии и КЮл смещаются с течением времени в КЕг вперед по египетскому году со скоростью 74 дня в 300 лет, т. е. около одного дня в 4 года (см. далее, 1.3). Вместе с этим указанное выше различие эпох (начал) годов разных летосчислений при едином для всех египетском эквиваленте создает ситуацию, сходную с ситуацией счисления дней (месячных дат) в календарных системах с разными эпохами суток (см. выше. 1.1), а значит, и в этой новой ситуации возможны двусмысленности того же характера. Как мы видели выше, для избежания двусмысленностей в счислении дней древние ввели двойные месячные даты. Аналогично для избежания двусмысленностей в счислении годов (летосчислениях) древние должны были бы ввести практику двойных годовых дат, как это делают историки сегодня. Но в Альмагесте мы не встречаем (по крайней мере в дошедших до нас рукописях" которые не старее IX в. н. э.) ни одной двойной годовой даты, хотя в нем имеются такие примеры двусмысленностей в датировках, которые заставляют предполагать возможность присутствия в Альмагесте или в источниках Птолемея двойных годовых дат в прошлом, утраченных с течением времени из-за малограмотности переписчиков (см. разбор примеров в 1.3, 4). Теперь коротко об упомянутых в Альмагесте календарях. Их пять. 1. Египетский календарь (КЕг). Приводя египетскую эквивалентную дату, Птолемей почти всегда указывает, что она дается по КЕг

Hosted by uCoz