ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие редактора перевода

Предисловие автора

Глава   I. Объяснение явлений в астрономии

Глава   II. Греческая математика

Глава   III. Земля

Глава   IV. Строение мира

Глава  V. Солнце и связанные с ним вопросы

Глава   VI. Долгота полной Луны

Глава   VII. Долгота Луны в любой фазе

Глава  VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них

Глава   IX. Звезды

Глава   X. Движение Меркурия

Глава   XI. Венера и внешние планеты

Глава   XII. Некоторые второстепенные вопросы

Глава   XIII. Оценка деятельности Птолемея

Приложение А. Специальные термины и обозначения

Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца

Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем

Список литературы

В.А.Бронштэн "Клавдий Птолемей, II век н.э., М., Наука, 1988" Главы часть 15/p>

Прежде всего ни в одной из сиддхант, а также в "Ариабхаттии" и трудах последователей Арнабхаты-Варахамихиры (VI в.), Брахмагупты (VII в.) и Бхаскары I (VII в.) -- мы не найдем имени Птолемея. Конечно, сам по себе этот факт еще ни о чем не говорит. Использовал же Птолемей "Начала" Евклида, не ссылаясь на него. Но вот перед нами другие факты, приведенные известным историком науки Отто Нейгебауэром в его лекции, прочитанной в Обществе друзей прикладной математики в Колумбийском университете (США) в апреле 1956 г. [118]. О. Нейгебауэр подчеркивает, что планетные теории в сиддхантах и в "Ариабхаттии" отличаются от теорий "Альмагеста". Сам факт применения эпициклов и эксцентров ничего не говорит нам об их заимствовании у Птолемея, так как эти понятия были известны еще до Птолемея. В индийских построениях не используется эквант, а вместо него вводится двойной эпицикл: по одному эпициклу движется другой, а по нему уже -- планета. Впоследствии такое построение независимо применил Коперник. В теориях индийских астрономов вместо хорд применяются синусы, в теории движения Луны нет члена, учитывающего эвекцию. Если переход от экванта к двойному эпициклу можно объяснить стремлением сохранить принцип равномерных круговых движений (от которого отошел Птолемей, введя эквант), то отсутствие в лунной теории члена, учитывающего эвекцию, объяснить трудно. Поэтому, по мнению О. Нейгебауэра, факт знакомства индийских астрономов III-VII вв. с "Альмагестом" не может считаться доказанным, хотя влияние греческой астрономии на развитие астрономии в Индии в ту эпоху несомненно. К сожалению, исследование О. Нейгебауэра осталось неизвестным А. И. Володарскому, который, повидимому, усмотрел влияние идей и методов Птолемея на работы индийских астрономов именно в применении ими эпициклов. "Альмагест" уже в XI в. доставил в Индию Бируни и сам перевел его на санскрит. Но об этом мы расскажем ниже. А пока вернемся в V в. Как полагал в 30-е годы советский астроном Р

перевод контракта эльдорадо москва
Hosted by uCoz