ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ
Глава I. Объяснение явлений в астрономии
Глава II. Греческая математика
Глава III. Земля
Глава IV. Строение мира
Глава V. Солнце и связанные с ним вопросы
Глава VI. Долгота полной Луны
Глава VII. Долгота Луны в любой фазе
Глава VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них
Глава IX. Звезды
Глава X. Движение Меркурия
Глава XI. Венера и внешние планеты
Глава XII. Некоторые второстепенные вопросы
Глава XIII. Оценка деятельности Птолемея
Приложение А. Специальные термины и обозначения
Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца
Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем
АЛЬМАГЕСТ И ХРОНОЛОГИЯ (Альмагест как источник по древней хронологии) часть 14/p>
Эта свобода. от цикличных ограничений была подтверждена исследованиями Динсмура17, Притчета и Нейгебауэра18". При такой неупорядоченности актуального КАф астрономы раннего эллинизма (Тимохарис и др.) не могли использовать для датирования своих наблюдений (да еще живя в Александрии Египетской)19 этот гражданский календарь афинян. Доказать. это помогает следующий решительный вывод В. К. Притчета: "...две догмы об афинском календаре -- использование цикла Метона и правило, что первый месяц после летнего солнцестояния начинал год, -- надо отбросить; они не употреблялись в античности"20. Таким образом, если показать, что все начала упомянутых в ДАН N 9-15 афинских годов приходятся на даты после ЛСС, значит, в соответствии с выводом Притчета все эти оригинальные датировки не имеют никакого отношения к реальному КАф, т. е. все эти ДАН датированы по теоретическому календарю ("КАф") астрономов с названиями месяцев гражданского КАф. Действительно, если учесть, что лунные затмения происходят только в моменты, близкие к полнолунию, т. е. в середине лунного месяца (именно поэтому в ДАН N 9-11 не указана месячная дата!), а также принять традиционный порядок месяцев КАф и для "КАф" и положить (в качестве разумной гипотезы) все нечетные месяцы "пустыми" (=29 дней), а четные -- "полными" (= 30 дней), то нетрудно найти для ДАН N 9-15, что все начала указанных в них оригинальных годов афинских архонтов и первого цикла Каллиппа имеют египетские эквивалентные даты, падающие на моменты после и около ЛСС. (Любое разумное изменение порядка чередования или следования "пустых" и "полных" лунных месяцев ничего не меняет в результатах расчета). Этот вывод об искусственности "афинского" календаря Альмагеста был сделан давно (см. выше, введение и прим. 3), в начале XX в. Именно тогда стали говорить об астрономических календарях, которые придумывали астрономы раннего эллинизма в научных целях, когда среди них еще не сделался общепризнанным КЕг с летосчислением по эре Набонассара