ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ
Глава I. Объяснение явлений в астрономии
Глава II. Греческая математика
Глава III. Земля
Глава IV. Строение мира
Глава V. Солнце и связанные с ним вопросы
Глава VI. Долгота полной Луны
Глава VII. Долгота Луны в любой фазе
Глава VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них
Глава IX. Звезды
Глава X. Движение Меркурия
Глава XI. Венера и внешние планеты
Глава XII. Некоторые второстепенные вопросы
Глава XIII. Оценка деятельности Птолемея
Приложение А. Специальные термины и обозначения
Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца
Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем
В.А.Бронштэн "Клавдий Птолемей, II век н.э., М., Наука, 1988" Главы часть 14/p>
Во многих описываемых там методах проявляется не только птолемеевская, но и доптолемеевская астрономия. К сожалению, по степени изученности иранские зиджи далеко уступают арабским и среднеазиатским. Гораздо больше данных мы имеем о развитии астрономической науки в Индии. Много интересных сведений об индийской астрономии читатель сможет почерпнуть в работах А. И. Володарского [38, 39]. Нас здесь интересует лишь один вопрос: какое влияние на ее развитие оказали работы Птолемея, в частности "Альмагест". Основные сведения по астрономии были изложены в пяти сочинениях, получивших название сиддхант. Это слово имеет примерно такое же значение, что и слово "зидж". Все пять сиддхант были написаны в III-IV вв. н. э. В названиях некоторых из них прослеживается влияние греко-римской культуры. Так, "Ромака-сиддханта", вероятно, получила название от Рома -- Рим, "Явана-сиддханта" -- от Ионии (название одной из частей Греции). Происхождение "Паулисы-сиддханты" связывают с именем Павла Александрийского, астролога, жившего в IV в. н. э [Некоторые авторы полагают, что Павел Александрийский бежал от преследования христиан в Индию и там написал эту сиддханту. Но прямых исторических доказательств этого мы не имеем]. Первый из известных нам индийских астрономов и математиков -- Ариабхата I (476 -- середина VI в.) использовал в своих работах все сиддханты, особенно самую содержательную из них -- "Сурью-сиддханту". Его дошедший до нас труд называется "Ариабхаттия". Он был написан в 499 г., когда его автору исполнилось 23 года. А. И. Володарский считает, что индийцы были знакомы как с доптолемеевскими методами, так и с теориями движения Солнца, Луны и планет, изложенными в "Альмагесте". Действительно, в сиддхантах и в "Ариабхаттии" мы найдем эксцентры и эпициклы, сложные построения с этими кругами и выводы формул, определяющих движение планет. Все это так напоминает построения и выводы "Альмагеста"! Но надо быть осторожным в выводах