ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ
Глава I. Объяснение явлений в астрономии
Глава II. Греческая математика
Глава III. Земля
Глава IV. Строение мира
Глава V. Солнце и связанные с ним вопросы
Глава VI. Долгота полной Луны
Глава VII. Долгота Луны в любой фазе
Глава VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них
Глава IX. Звезды
Глава X. Движение Меркурия
Глава XI. Венера и внешние планеты
Глава XII. Некоторые второстепенные вопросы
Глава XIII. Оценка деятельности Птолемея
Приложение А. Специальные термины и обозначения
Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца
Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем
В.А.Бронштэн "Клавдий Птолемей, II век н.э., М., Наука, 1988" Главы часть 16/p>
В. Куницкий [66], несравненно большее влияние по сравнению с Индией па развитие астрономии у арабов оказала христианская секта несториан, последователей константинопольского патриарха Нестория, осужденного за ересь на Эфесском соборе в 431 г. Несториаие образовали в Эдессе (Малая Азия, ныне г. Урфа в Турции) философскую школу, где изучалась греческая наука. После того как византийский император Зинон в 489 г. закрыл школу, несториане бежали в Персию, и Нисибис (ныне г. Мардин в Турции), где основали Нисибисскую академию. Они действительно сыграли известную роль в переводе сочинений Аристотеля, Евклида, Галена, Птолемея сперва на родной сирийский, а затем и на арабский язык [7]. Однако по некоторым сведениям перевод "Альмагеста" на сирийский язык был выполнен уже в конце VIII в. (этот перевод не сохранился) [111]. После арабских завоеваний середины VII в. научный центр из Александрии переместился в Византию. Отсюда сочинения Птолемея и его александрийских последователей попали, между прочим, в Трапезунд -- город на южном берегу Черного моря (ныне турецкий город Трабзон), где в это время учился армянский математик, астроном и географ Анания Ширакаци (умер в 685 г.). Вернувшись па родину, Анания написал ряд книг, в том числе "Космографию" -- своеобразный учебник по астрономии и космогонии, в значительной степени основанный на данных "Альмагеста" [65]. В то же время видно, что Анания Ширакаци был знаком и с "Планетными гипотезами" Птолемея, потому что в его сочинении фигурируют небесные сферы, связанные с планетами, равно как и две внешние сферы, разделенные воздухом или водой (эта концепция заимствована, вероятно, у Иоанна Филопона). Византийский философ, теолог и историк Иоанн Дамаскин (675-754) в числе многочисленных сочинений философского и теологического содержания написал книгу "Источник знания", где приводилась, между прочим, последовательность сфер планет по Птолемею [35]. Этот отрывок из сочинения Дамаскина спустя полтораста лет после его смерти был переведен на болгарский язык Иоанном Экзархом, ученым, находившимся