ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ
Глава I. Объяснение явлений в астрономии
Глава II. Греческая математика
Глава III. Земля
Глава IV. Строение мира
Глава V. Солнце и связанные с ним вопросы
Глава VI. Долгота полной Луны
Глава VII. Долгота Луны в любой фазе
Глава VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них
Глава IX. Звезды
Глава X. Движение Меркурия
Глава XI. Венера и внешние планеты
Глава XII. Некоторые второстепенные вопросы
Глава XIII. Оценка деятельности Птолемея
Приложение А. Специальные термины и обозначения
Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца
Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем
В.А.Бронштэн "Клавдий Птолемей, II век н.э., М., Наука, 1988" Главы часть 17/p>
при "дворе болгарского царя Симеона (893-927). Спустя еще 170 лет болгарский протограф попал в Киев, где был переведен на древнерусский язык и включен в "Изборник" Рис. 35. Знаки зодиака из "Изборника" великого князя Святослава Ярославича (1073 г.) великого князя Святослава Ярославича -- замечательный памятник культуры Киевской Руси [69]. В "Изборнике", кроме перевода отрывка из Иоанна Дамаскина, можно найти изображения всех 12 знаков зодиака (рис. 35), заимствованные из того же источника [40]. Так мировоззрение Птолемея проникло и на Русь -- гораздо раньше, чем в Западную Европу. Одновременно, в XI в., то же самое сочинение Иоанна Дамаскина попало в Грузию, где было переведено на грузинский язык Ефремом Мцыре. Этот перевод, как указывают Е. К. Харадзе и Т. А. Кочлашвили [90], был хорошо встречен в Грузии, так как излагавшиеся в нем философия Аристотеля и система мира Птолемея проникли в Грузию задолго до этого. Когда же именно? И каким путем? На эти вопросы авторы работы [90] не дают ответа. Однако все перечисленные нами направления "миграции" "Альмагеста" и других сочинений Птолемея (или отрывков из них) -- это не главные пути. Основной путь, который и привел в конце концов к широкому распространению "Альмагеста" по странам мусульманского Востока, а затем к проникновению его в Европу, лежал через Багдад. Город Багдад был построен в 762 г. [Ранее на этом месте существовал персидский город, разрушенный арабами. Название Багдад тоже персидское]. Халифы из династии Аббасидов перенесли туда столицу халифата из Дамаска. Уже при дворе второго халифа этой династии аль-Мансура (754-775) работал автор одного из первых арабских зиджей Ибрахим аль-Фазари (умер в 777 г.), известный также своими конструкциями первых в странах ислама астролябий. Там же работал Йакуб ибн Тарик (умер ок. 796 г.), написавший "Зидж, извлеченный из Синдхинда" [84]. Что же такое Синдхинд? Как сообщает Бируни, в 771 г. (по другим данным -- в 773 г