ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ
Глава I. Объяснение явлений в астрономии
Глава II. Греческая математика
Глава III. Земля
Глава IV. Строение мира
Глава V. Солнце и связанные с ним вопросы
Глава VI. Долгота полной Луны
Глава VII. Долгота Луны в любой фазе
Глава VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них
Глава IX. Звезды
Глава X. Движение Меркурия
Глава XI. Венера и внешние планеты
Глава XII. Некоторые второстепенные вопросы
Глава XIII. Оценка деятельности Птолемея
Приложение А. Специальные термины и обозначения
Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца
Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем
Глава I
I don't believe what makes you red m the face
Is after explosion going away so fast
Robert Frost [1])
1. «Спасение» явлений
Цель астрономической теории, как отмечалось некоторыми греческими авторами, - «спасение» явлений. Иными словами, астрономическая теория должна так интерпретировать явления, так описать их в количественных терминах, чтобы это описание согласовывалось с астрономическими наблюдениями. По существу такой подход к астрономии соответствует современной точке зрения и, казалось бы, является настолько естественным, что о нем не стоит и говорить. Однако в других областях физических наук греки этот принцип построения теории не использовали для многих греческих философов физика и астрономия имели совершенно различные цели. Они учили [см., например, Паннекук, 1966, с. 143], что от астронома требуется лишь «спасти явления», тогда как физик должен «вывести истину», должен объяснить явления, исходя из первопричин и действующих во Вселенной сил.
Как я понимаю, конечной целью астрономии является описание, а конечная цель физики состоит в установлении истины. Но что такое «физическая истина», не определено до сих пор. И греческая астрономия была свободна от поисков этой неопределенной и недоступной цели Видимо, поэтому греческая астрономия, как нам представляется, достигла большего, чем греческая физика.
Если мы не можем сказать, что одна теория истинная, а другая ножная, то как в таком случае мы решаем, какие теории принимать и использовать, а какие отвергать? Эта проблема занимает многих современных философов науки. Одним из критериев, по которому данная теория может быть принята, служит ее простота. Дело, видимо, в том, что в принципе любую теорию можно «заставить работать», если в достаточной степени усложнить ее. Возможно, из эстетических соображений, а может быть и потому, что пользоваться сложными теориями слишком утомительно, мы выбираем как «верную» наиболее простую из имеющихся теорий (конечно, если она «спасает» явления не хуже других).
И такой критерий признания теории можно найти в греческой астрономии. Птолемей в главе III.1 «Синтаксиса» говорит: «Мы думаем, что явления надо объяснять наиболее простыми гипотезами, если они ни в чем существенном не противоречат наблюдениям». Думаю, в целом такой подход может принять каждый современный ученый. Возможно, ему не понравятся слова «ни в чем существенном» и он предпочтет формулировку «если они ни в чем известном нам не противоречат наблюдениям» или «если они ни в чем установленном нами не противоречат наблюдениям».
Обратимся теперь к тем основным наблюдениям или явлениям, которые должны были «спасать» греческие астрономы.
[1] Я не верю, что вы краснеете потому,
Что после взрыва так быстро убегаете прочь.
Р. Ф р о с т «Скептик»
Из книги «Complete Poems of Robert Frost» - N.-Y. Henry Holt and Company, 1949, p 549.