ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ
Глава I. Объяснение явлений в астрономии
Глава II. Греческая математика
Глава III. Земля
Глава IV. Строение мира
Глава V. Солнце и связанные с ним вопросы
Глава VI. Долгота полной Луны
Глава VII. Долгота Луны в любой фазе
Глава VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них
Глава IX. Звезды
Глава X. Движение Меркурия
Глава XI. Венера и внешние планеты
Глава XII. Некоторые второстепенные вопросы
Глава XIII. Оценка деятельности Птолемея
Приложение А. Специальные термины и обозначения
Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца
Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем
2. Форма Земли
Во многих сочинениях можно встретить утверждение о том, что до путешествия Колумба люди представляли мир плоским Колумб открыл Америку, плывя на запад от Европы, и таким образом доказал, что Земля круглая. К этим утверждениям нельзя не сделать двух замечаний.
Во-первых, неясно, как из рассуждений получено заключение. Плывя на запад, Колумб открыл Америку, но это ничего не говорит о форме Земли. Другое дело, если бы он приплыл в Азию [1]).
Во-вторых, неверна исходная предпосылка. Еще за 2 000 лет до Колумба были люди, знавшие, что Земля круглая, и это знание не было утрачено.
На заре истории у различных народов были всевозможные причудливые идеи о форме Земли. Поскольку Земля «очевидно» плоская, важной задачей ранней космологии было связать Землю с остальной видимой Вселенной, которая «очевидно» плоской не является. В частности, надо было объяснить, как Солнце, Луна и звезды попадают с места своего захода на западе снова к месту своего восхода на востоке. Мне лично среди ранних космологии больше всего нравится египетская. Согласно представлениям египтян, Земля - это плоский объект, покоящийся на спинах четырех слонов, которые в свою очередь стоят на спине плывущей в море черепахи. Эта космология имеет то преимущество, что дает простое объяснение землетрясениям [2]). Некоторые другие ранние представления о Земле, особенно греческие, собраны в книгах Паннекука [1966, глава 9] и Дрейера [1905, глава I].
К -500 г. или немного позже работы греческих мыслителей определенно приводили их к идее о шарообразности Земли. Ко времени Аристотеля (годы его жизни приблизительно с -383 по -321) эта идея была, вероятно, принята как доказанная, по крайней мере людьми, занимавшимися подобными вопросами. К идее о шарообразности Земли приводят несколько соображений:
А. Если не принимать во внимание небольшое влияние параллакса [3]), то на плоской Земле любое небесное тело появлялось бы для всех наблюдателей в одном и том же направлении в одно и то же время. Отсюда можно получить несколько следствий, которые не подтверждаются на практике. Многие звезды, которые видны в Египте, в небе над Афинами увидеть нельзя. Иначе говоря, многие звезды восходят и заходят в Египте, но никогда не появляются над Афинами. В середине лета в Александрии Солнце приближается к зениту на расстояние до 7°, а в Афинах - только на 14°. Мы можем подтвердить измерениями, что самый длинный день в Афинах длиннее, чем в Александрии, точно так же, как и самая длинная ночь. Эти факты связаны с кривизной в направлении север - юг Лунные затмения показывают, что имеется также искривление в направлении восток - запад. Каждое отдельное затмение в восточных районах всегда наступает позже, чем в западных. Если предполагать, что Земля плоская, объяснить это явление трудно.
Б. Рассматривая сильно удаленный объект, мы видим лишь его верхнюю часть. В качестве примера обычно приводят наблюдение за уходящим кораблем. Последнее, что мы видим,- это мачты, а не корпус. Если бы корабль исчезал только из-за расстояния, последним мы видели бы именно массивный корпус, а не тонкие мачты. Аналогично, если с расстояния примерно в милю мы смотрим с воды на берег, поросший лесом, то видим только верхушки деревьев.
В. Тень, которую отбрасывает во время лунных затмений Земля на Луну, круглая. Этот довод убедителен только в том случае, если мы считаем, что Луна светится отраженным солнечным светом, а затмения бывают тогда, когда на пути света оказывается Земля. Этот довод лишен той простоты, какая отличала предыдущие доводы.
Г. Различные массы, составляющие Землю, в силу своей естественной тенденции падать всегда стремятся вниз. Поэтому в спокойном состоянии эти отдельные массы должны придавать Земле сферическую форму. Этот аргумент подразумевает знание того факта, что каждая масса притягивает любую другую массу. Иначе тенденция к шарообразности не очевидна.
Д. Сфера - это идеальная, или совершенная, форма. Для современного образа мышления это, вероятно, не аргумент, но для многих греческих философов такой аргумент выглядел в высшей степени убедительным. Таким он был, например, для Платона [см. Платон, ок. -380, 33В-34А] [4]).
Даже в нашем веке некоторые люди настаивают на том, что мы живем на плоской Земле или на внутренней, а не на внешней, стороне сферы. Точно так же некоторые греческие астрономы, математики и философы могли не соглашаться с идеей о шарообразности Земли [5]), но в основном эта идея была принята среди образованных греков, скажем, с -350 г. Это знание, или принятие гипотезы, перешло от греков к другим народам, среди которых были и римляне, а от них оно, несомненно, перешло в период раннего средневековья к Западной Европе.
Некоторые ранние европейские авторы в своих работах отрицали шарообразность Земли, возможно, потому, что эта доктрина выглядела противоречащей определенным местам в христианском Священном писании. Но отвергали ее не все европейские авторы. Например, Исидор, епископ Севильи, около 600 г. написал энциклопедическую работу, в которой упоминает о сферической форме Земли 3) [6]). В противоположность Исидору примерно в 675г. так называемый «неизвестный географ из Равенны» писал о Земле как о плоской поверхности, ограниченной с запада океаном, с востока - бесконечной пустыней и с севера - великими горами, которые укрывают небесные тела во время их обратного пути с запада на восток, где им снова предстоит взойти.
Но, по словам Дрейера, это «последний, заслуживающий внимания автор, который упрямо отказывается прислушаться к общему мнению». Примерно в это же время Беда Достопочтенный дает вполне приемлемые детальные описания, по большей части взятые из работ Плиния, основных астрономических фактов, среди которых сказано и о форме Земли, и о том, что Солнце намного больше Земли. Как говорит Дрейер, приблизительно с этого времени «шарообразность Земли и геоцентрическая система планетных движений могут считаться восстановленными на местах, отведенных им философами Греции со времен Платона». Так что планы Колумба, когда он отправлялся в свое знаменитое путешествие, основывались на принятом астрономическом знании той эпохи. Все образованные люди признавали, что Индия лежит и к западу, и к востоку от Европы, а основной вопрос был в том, насколько долог путь в Индию по западному маршруту.
[1] В дальнейшем в этой книге, за исключением, быть может, особых случаев, я постараюсь не замечать проблему, отмеченную в разделе I.1 что же понимать под физической истиной' Когда я говорю, что физическая гипотеза или теория верна, то имею в виду, что она, насколько нам известно, согласуется с наблюдениями. Если имеется две или даже больше гипотез или теорий, согласующихся с наблюдениями, истинной или правильной я буду называть ту, которую считают истинной или правильной большинство современных ученых.
[2] Очевидно, что землетрясение может вызвать даже блоха, укусившая одного из слонов Такое описание египетской космологии (но не это объяснение землетрясений) я встречал несколько раз, но сейчас под рукой оказалась только вступительная статья о Земле в Британской энциклопедии (Encyclopaedia Bntannica, N Y , 1910, 11-е издание, т VIII, с 799-801)
[3] Что такое параллакс, я объясню в разделе VI. 1.
[4] Кроме того смотрите работу Корнфорда [1937]. Платон говорит [Платон, 44D], что наши головы имеют форму шара, так как голова - самая изумительная, самая богоугодная часть нашего тела, поскольку именно она правит всем остальным телом.
[5] С людьми, живущими на внешней ее стороне.
[6] Соответствующую цитату можно найти в книге Дрейера [1905, глава X]. В этой главе, названной «Средневековая космология», Дрейер рассматривает астрономические труды раннего средневековья,