ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ
Глава I. Объяснение явлений в астрономии
Глава II. Греческая математика
Глава III. Земля
Глава IV. Строение мира
Глава V. Солнце и связанные с ним вопросы
1. Времена года
2. Точность определения моментов равноденствий и солнцестояний
4. Мнимые наблюдения равноденствий и солнцестояний Птолемеем
5. Сфабрикованное солнцестояние — 431 г. (солнцестояние Метона)
6. Наблюдения, якобы проведенные Птолемеем для определения наклона эклиптики и широты Александрии
Глава VI. Долгота полной Луны
Глава VII. Долгота Луны в любой фазе
Глава VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них
Глава IX. Звезды
Глава X. Движение Меркурия
Глава XI. Венера и внешние планеты
Глава XII. Некоторые второстепенные вопросы
Глава XIII. Оценка деятельности Птолемея
Приложение А. Специальные термины и обозначения
Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца
Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем
5. Сфабрикованное солнцестояние -431 г. (солнцестояние Метона)
Мы уже упоминали, что в -431 г. в Афинах появился новый календарь, и продолжительность года по этому календарю была равна 365+(1/4)+(1/76) суток. Некоторые источники создателем календаря называют Метона, другие - Эвктемона, а есть и такие, где создателями календаря названы оба астронома.
Как говорит надпись, называемая Милетской парапегмой, календарь начинался летним солнцестоянием в год, который мы бы назвали -431 г. [Дилз и Риим, 1904] [1]). В этой надписи говорится, что солнцестояние было в 13-й день последнего месяца афинского календаря и что это был 21-й день 7-го месяца египетского календаря. В парапегме упоминается и летнее солнцестояние -108 г. [2]). Поэтому мы смело можем считать время составления парапегмы близким к -108 г.
Историк Диодор, труды которого появились примерно столетие спустя, также упоминает солнцестояние -431 г., но приводит дату только по афинскому календарю, египетской даты он не дает [3]). Нам неизвестно, можно ли считать труды Диодора независимым авторитетным источником, или же он прямо или косвенно получил информацию из парапегмы.
Птолемей [«Синтаксис», глава III.1] приводит данные, которых в парапегме нет; он приводит час. Птолемей говорит, что солнцестояние в -431 г., как это определили Метон и Эвктемон, было в 06 часов на 21-й день 7-го египетского месяца, но дату по афинскому календарю он не дает. С египетским календарем у нас никаких затруднений нет: время, которое приводит Птолемей,- это 06 часов 27 июня -431 г. Этот момент времени используется как исходная эпоха для подделки мнимого солнцестояния 25 июня 140 г. (таблица V.4).
На самом деле солнцестояние было около 10 часов 28 июня -431 г., т. е. у Птолемея время показано на 28 часов раньше [4]). Среднее квадратичное отклонение моментов солнцестояний у Эвктемона было около 7 часов (раздел V.2). Вероятность того, что какое-то солнцестояние определено с погрешностью в 28 часов (четыре средних квадратичных отклонения), составляет лишь 1/16000.
Получить такую погрешность при наблюдении практически невозможно, но такая ошибка получает простое и строгое объяснение, если предположить подделку. Мы знаем (раздел V.2), что Гиппарх в полдень 26 июня -134 г. наблюдал солнцестояние и что он положил это солнцестояние в основу вывода продолжительности года. Год у Гиппарха равен 365,246666667 суток. Если мы 297 раз вычтем эту величину из полудня 26 июня -134 г., то получим 5,8 часа 27 июня -431 г. Округлив до целых часов, мы получим точно то время, которое дано Птолемеем.
На самом деле есть и другое подтверждение сфабрикованности солнцестояния -431 г. Хотя мы и не умеем точно переводить ранний афинский календарь в наш, но об этом календаре мы все же знаем довольно много. Мы знаем, что месяцы в афинском календаре определялись по фазам Луны. Так вот, для любой правдоподобной теории соответствия между фазами Луны и месяцами в календаре день 27 июня -431 г. не может быть 13-м днем лунного месяца. Более того, если предположить, что 27 июня -431 г. приходится на 13-й день месяца, то, как доказано, дату 27 июня -431 г. нельзя согласовать с тем, что нам известно об афинском календаре. Итак, если основываться на том, что нам известно об афинском календаре, то день 27 июня -431 г. не мог быть днем солнцестояния.
Как мне кажется, нет никаких сомнений, за исключением, быть может, самых пустяковых, что солнцестояние, приписываемое Метону (и Эвктемону), было сфабриковано. Вопрос вот в чем: кто и зачем это сделал? Рассматривая данное солнцестояние, мы должны помнить, что дата приведена в парапегме, но час дает только Птолемей. Поэтому мы должны рассмотреть возможность того, что дата и час были сфабрикованы независимо друг от друга. Начнем с даты.
Я много написал по этому вопросу в разделах II.4, V.3 и VIII.4 из АРО. Если мы воспроизведем все доказательства, то это уведет нас слишком далеко. Я думаю, следующее предположение объяснит все, известное о дате, простым и правдоподобным образом: какие-то люди в Милете около -108 г. решили посвятить надпись Метону и его календарю. Они знали год знаменитого солнцестояния, а также знали, что оно пришлось на 13-й день афинского месяца, а вот понимание афинского календаря они уже утратили. Лишь за 20 лет до этого Гиппарх создал довольно точную для своего времени теорию Солнца, и у жителей Милета не было причин сомневаться в ее правильности. Поскольку они не знали, как можно было сделать по-другому, то люди, готовившие парапегму, вычислили солнцестояние по теории Гиппарха. Для такой подделки у них были невинные побуждения, и они, без сомнения, были бы очень огорчены, если бы узнали, какие неприятности доставили позднейшим ученым [5]).
Я не вижу никакого способа решить вопрос о том, как был подделан час солнцестояния. Возможно, час был вычислен вместе с датой, и, возможно, эта комбинация дня и часа сохранилась и дошла до Птолемея в некотором теперь утраченном источнике. А может быть, час был независимо вычислен только что описанным способом Птолемеем (или его анонимным помощником).
Действительный момент солнцестояния -431 г. соответствовал примерно 10 часам 28 июня, и погрешность при определении момента солнцестояния может превосходить 7 часов с вероятностью не больше 1/3; так что с достаточно большой вероятностью Метон наблюдал солнцестояние 28 июня. Но по афинскому календарю день начинался на заходе Солнца, т. е. примерно через 10 часов после солнцестояния. Так что из-за погрешности, хотя и несколько большой, но все же правдоподобной, момент солнцестояния мог получиться и после захода Солнца, а тогда по афинским дням это соответствовало бы 29 июня. С намного меньшей, практически ничтожной вероятностью наблюдаемый момент солнцестояния мог быть до захода Солнца в предыдущий день, что соответствовало бы 27 июня.
Итак, 13-й день афинского месяца соответствует 28 июня или, возможно, 29 июня, но почти наверное не 27 июня. Начав с этого замечания, специалист по афинскому календарю, я думаю, сможет выбрать 28 или 29 июня и построить затем последовательную теорию афинского календаря.
[1] Меритт также приводит соответствующие места из парапегмы [Меритт, 1961, с. 4].
[2] По поводу -108 г. в научной литературе есть некоторые расхождения. Но все ученые согласны с тем, что год близок к -108, а больше нам здесь ничего и не требуется.
[3] В книге Меритта [1961, с. 4] приведена также цитата и из труда Диодора.
[4] Этот анализ почти повторяет раздел VIII.4 в АРО.
[5] Предположение о том, что солнцестояние вычислено после смерти Гиппарха, объясняет, почему он не использовал его. Если это мнимое наблюдение считалось бы достоверным наблюдением во время Гиппарха, то Гиппарх, скорее всего, использовал бы его при изучении продолжительности года. Для него это послужило бы отличным подтверждением постоянной продолжительности года, а ведь он интенсивно изучал этот вопрос.